Формирование здоровой самооценки у детей основано на уважении к их психологическому и физическому пространству.
Важно уважать их мысли, чувства и проявления.
Ощущения, характерные для здоровой самооценки, включают: “я существую”, “я хороший”, “со мной все в порядке”, “я способен”, “я нужен”.
В возрасте до 2-3 лет ребенок находится в состоянии слияния с родителями. На этом этапе самооценка еще не сформирована, однако закладываются основы ее развития. Ребенок почти словно впитывает сообщения близких людей, такие как: “с тобой все в порядке”, “ты можешь что-то делать, а что-то нет, и это нормально”, “твои чувства имеют значение”, но также могут быть и такие сообщения, как: “ты какой-то не такой”, “твои чувства не важны”. От этих сообщений зависит формирование его собственного образа и определение своей личности.
На этом этапе очень важно, чтобы родители обеспечивали эмоциональную теплоту и надежную привязанность к ребенку.
В 3 года ребенок начинает отделять свою личность от личности других. Это первый этап сепарации.
Для развития этого психологического пространства, его собственной личности, важно установить хорошие границы.
Благоприятно, когда ребенок с раннего возраста понимает различие между тем, что принадлежит ему, и тем, что принадлежит родителям, например, его игрушки и вещи мамы или папы.
Со временем ребенок научится определять свои собственные желания и отличать их от желаний других людей, свои чувства от чувств других. Это основной навык, который поможет сформировать у него сильное и стабильное Я.
Если после 3 лет ребенок не может отделиться от слияния и не устанавливает границы, у него не развивается ощущение собственной личности и уверенности в том, что “я существую”
Также прискорбно, когда ребенка поддерживают, позволяя ему почувствовать себя всемогущим. Он ругает родителей, получает все, что хочет, и думает, что у него есть все права. Родитель говорит: “Я в его возрасте не был таким смелым! Мне даже не разрешали сказать слово!” Располагаясь к ребенку в подобной позиции, родитель компенсирует свои детские травмы. В этом случае ребенок играет роль идеальной версии родителя.
Еще одна ситуация, когда родители подавляют выражение ребенка, не дают ему почувствовать себя индивидуальностью. В этом случае ребенок может играть роль “теневой” части родителя.
В обоих случаях родитель не видит самого ребенка и взаимодействует, в основном, со своими представлениями.
Ребенку не будет дана возможность понять, кто он есть на самом деле. Не будет возможности раскрыть свою индивидуальность. Самооценка будет неправильной, завышенной, непостоянной.
Помочь ребенку разобраться в реальности и своих возможностях – это сложная задача для взрослого. Как сопоставить то, что ты хочешь, с тем, что ты можешь? Что полезно? Что возможно? Что важно? Чтобы сформировать здоровую самооценку, важно найти время и ресурсы для обсуждения этих вопросов с ребенком.
В этом возрасте важно установить границы, но не ограничивать его. Увидеть ребенка, а не проекцию своих недостатков или идеальных частей. Позволить ребенку проявлять свои потребности, не подавляя их своими.
Когнитивные аспекты самооценки еще не полностью развиты, но здесь заложен фундамент для ее формирования: определение границ своей личности, возможность быть самим собой (а не проекцией родителя) и умение удовлетворять свои потребности.
Возраст от 4 до 7 лет называется “нежным возрастом”.
В этот период формируется чувственная сфера ребенка. Он проявляет особую привязанность к родителям и любит дарить подарки. Отвержение его чувств может серьезно подорвать уверенность в себе, ощущение собственной значимости и ценности. В этот период самооценка имеет эмоциональный характер.
Важно, чтобы ребенок выполнял задачи, соответствующие его возрасту, и имел достаточную самостоятельность. Ему нужно иметь определенные обязанности в домашней сфере и проявлять интерес к работе. В этом возрасте формируются навыки самообслуживания. Иначе ребенок будет чувствовать себя слабым и беспомощным.
Если этот период проходит нормально, у ребенка возникает ощущение своей ценности.
С 8 до 13 лет наступает период формирования самооценки.
Именно в младшем школьном возрасте развивается когнитивная сторона самооценки.
Для ребенка школа похожа на работу. В этом возрасте его самооценка очень зависит от успехов в учебе (не только от оценок, но и от вовлеченности в учебный процесс). Важно, как он относится к школе, к своим одноклассникам, учителям, предметам, умению решать задачи и принимать участие в школьной жизни. Важна и социальная ситуация, включая отношения с одноклассниками и учителями.
В этом возрасте появляется способность к самооценке, рефлексии и произвольному мышлению. Ребенок уже может оценивать свои способности, свой статус в классе, свое поведение.
Однако очень важно понимать, что оценка имеет упрощенный и примитивный характер. Часто процесс оценивания происходит на бессознательном уровне.
Например, девочка может считать себя плохой, потому что у нее грязные ботинки, дети смеются над ней, или ее буквы написаны некрасиво. Это пример упрощенной цепочки причин и следствий.
Родители первоклассников часто испытывают недостаток времени и энергии только на выполнение учебных заданий с ребенком. Им не остается времени и сил, чтобы просто пообщаться с ним. Однако важно не потерять контакт с ребенком в этот период. Старайтесь больше общаться, обсуждать трудности и проблемы, которые он может столкнуться.
На этом жизненном этапе появляется зрелое чувство собственной способности и возможности – “я могу”.
И наконец, наступает подростковый возраст, который характеризуется снижением значимости отношений с взрослыми и повышением значимости отношений с ровесниками.
Это период, когда происходит вторичная отделка от родителей и появляется собственная личность. Подросток стремится найти свое место в жизни, определить свои ценности и установить свои правила. Самооценка в этот период часто нестабильна и сильно зависит от того, насколько он принят сверстниками.
Очень важно, чтобы у подростка было свое любимое занятие, где он мог бы раскрыть свои способности. Ощущение реализации и включенности в дело, даже без обязательных успехов и достижений, помогает ему чувствовать себя более уверенно.
При формировании здоровой самооценки возникают сложности, если:
- Подросток не чувствует, что имеет право на свое психологическое пространство, выражение своего мнения, общение о своих чувствах и установку своих правил. Он может чувствовать себя неуспешным и отвергнутым дома.
- Идентичность подростка сливается с идентичностью других людей, например, он проживает желания своей матери или испытывает гнев, как только видит раздраженного отца.
- Подросток не всегда может соотнести свои желания и возможности.
- Подросток не осознает, что у других людей есть свои желания, чувства и потребности, и не развивает навыки здорового взаимодействия.
- Отсутствуют навыки самообслуживания, соответствующие возрасту. В результате, подросток может чувствовать себя слабым и беспомощным.
- Отсутствие навыков справляться с трудностями, неспособность выразить свои беспокойства, обсудить и выразить свои чувства, преодолеть сложности и т.д.
- В школе подросток может чувствовать себя неуспешным и отвергнутым, что также влияет на его самооценку.
- В подростковом возрасте могут возникать сложности с общением и реализацией себя в обществе.
Все эти факторы могут затруднять формирование здоровой самооценки у подростка. Однако, существуют способы помочь ему преодолеть эти трудности:
Предоставить подростку пространство для выражения своего мнения, чувств и создания собственных правил. Важно позволить ему развивать свою самостоятельность и самоопределение.
Поддерживать подростка в поиске своей уникальной идентичности и интересов. Поощрять его участие в деятельности, которая позволяет раскрыть его способности и достичь самореализации.
Развивать навыки эмпатии и взаимодействия с другими людьми. Подростку важно научиться понимать и уважать потребности и чувства других, а также находить здоровый баланс между своими и чужими интересами.
Помогать развивать навыки самообслуживания, которые соответствуют его возрасту. Это поможет ему почувствовать себя более самостоятельным и уверенным.
Обеспечить поддержку в трудной ситуации, поощрять открытый разговор о проблемах и эмоциях. Важно помочь ему научиться выражать свои чувства, а также находить решения для преодоления сложностей.
Создать поддерживающую и воспитывающую обстановку в школе, где подросток чувствует себя успешным и принятым. Важно поддерживать его учебную реализацию и развивать навыки социального взаимодействия.
В подростковом возрасте формирование здоровой самооценки является сложным процессом, но с поддержкой и пониманием со стороны взрослых, подросток может пройти через этот период, обрести уверенность в себе и развить позитивное отношение к себе. Важно помнить, что каждый подросток уникален и может иметь свои собственные особенности и трудности в формировании самооценки.
Помимо указанных выше методов поддержки, есть и другие способы помочь подростку развивать здоровую самооценку. Важно создать условия для его успехов и достижений, поощрять его усилия и признавать его прогресс. Дать ему возможность попробовать разные виды деятельности и обнаружить свои таланты. Открыто обсуждать с ним важные темы и проблемы, помогая ему анализировать ситуации и находить решения. Показывать ему свою поддержку и веру в его способности.
Формирование здоровой самооценки у подростка – это длительный процесс, требующий терпения, любви и понимания. Важно помнить, что каждый прогресс, даже самый маленький, заслуживает похвалы и поддержки. Подросток должен чувствовать, что его усилия и самовыражение ценятся и уважаются.