Нарциссические черты закладываются в самом раннем возрасте. Родители, сами страдающие нарциссическим расстройством личности, могут не осознавать своих проблем и наследуют эти черты своим детям. Воспитание ребенка с нарциссическими чертами может происходить в разных условиях.
Как появляются нарциссические черты?

Нарциссизм — это не каприз или врождённая черта, а, как писал Хайнц Кохут, «форма психологической защиты, развивающаяся как реакция на недостаток зеркалящего отклика в детстве». За внешним стремлением к восхищению часто скрывается ранняя уязвимость и ненасыщенная потребность в принятии.
Нарциссизм — это не только о любви к себе, как принято считать в быту. Это сложный психологический механизм, формирующийся в детстве как способ справиться с уязвимостью, дефицитом признания и эмоциональной нестабильностью. Нарциссические черты могут проявляться в повышенной чувствительности к критике, стремлении к признанию, ощущении собственной исключительности или, наоборот, в скрытой неуверенности, замаскированной под внешнюю самоуверенность.
Психотерапевтическая практика показывает: нарциссические черты редко возникают “на пустом месте” — почти всегда за ними стоит определённая семейная динамика.
1. Гиперидеализация ребёнка
Пример из практики:
Артём, 10 лет. Родители говорят ему, что он — вундеркинд, особенный, рождённый для великих свершений. Любое проявление обычности воспринимается как разочарование: «Ты же умнее всех в классе, как ты мог получить четвёрку?» В кабинете психотерапевта Артём демонстрирует уверенность, говорит взрослым, как им следует себя вести, но при этом легко впадает в панику при минимальной критике.
Комментарий:
Гиперидеализация без права быть «обычным» приводит к тому, что ребёнок учится подавлять настоящие эмоции и быть «витриной» родительской гордости. Как отмечал Дональд Винникотт, «ребёнок формирует ложное Я, если вынужден играть роль, чтобы сохранить любовь родителя».
2. Любовь за достижения, а не за личность
Пример из практики:
Олеся, 15 лет. С отличием учится, участвует в олимпиадах, играет на фортепиано. Мать говорит: «Мы гордимся ею, но она всегда могла бы лучше». На сессиях Олеся признаётся: «Я не знаю, кто я, если не достигаю чего-то. Если я не первая — меня как будто нет».
Комментарий:
Когда ребёнок ощущает любовь как условную — «ты хороший, если…» — формируется зависимость от внешнего признания и страх провала. Такой сценарий лежит в основе компенсаторного нарциссизма.
3. Эмоциональное игнорирование и табу на чувства
Пример из практики:
Игорь, 28 лет. В детстве слышал: «Мужчины не плачут», «Будь сильным». Сегодня он — харизматичный лидер, но испытывает трудности в близких отношениях. Он говорит: «Я не умею говорить о своих чувствах. Я злюсь или ухожу. Мне страшно быть уязвимым».
Комментарий:
Обесценивание эмоций делает их “запретными”. Как писал Джон Боуэн, «эмоциональная доступность родителя — фундамент для развития стабильной самооценки». Без этого ребёнок учится контролировать эмоции не ради саморегуляции, а ради выживания.
4. Родительские амбиции и проекция
Пример из практики:
Светлана, 34 года. Говорит, что с детства жила “не свою жизнь”. Мать мечтала стать актрисой и водила Светлану на кастинги, конкурсы, заставляла блистать. Сейчас Светлана — успешная, но часто чувствует внутреннюю пустоту и усталость от «вечной игры».
Комментарий:
Когда родитель «использует» ребёнка как проект, тот теряет контакт со своим подлинным “Я”. Как говорил Карл Роджерс, «самое разрушительное для человека — жить не в согласии с собой, а в соответствии с ожиданиями других».
5. Чередование обесценивания и похвалы
Пример из практики:
Павел, 19 лет. В подростковом возрасте его отец поочерёдно называл «гением» и «позором семьи». Сегодня Павел испытывает резкие колебания самооценки: в одном дне он может быть уверен в себе и вести других за собой, а через пару часов — переживать полную никчёмность.
Комментарий:
Такая непоследовательность формирует у ребёнка тревожную привязанность, и как следствие — нарциссическую потребность в постоянном внешнем подтверждении своей ценности.
Что важно учитывать родителям?
🔹 Безусловное принятие. Любовь — не за успехи, а просто за то, что ребёнок есть.
🔹 Право быть обычным. Восхищение не должно быть постоянной валютой.
🔹 Эмоциональная доступность. Говорите о чувствах, позволяйте их проживать.
🔹 Интерес к личности. Спрашивайте, что важно ребёнку, а не только что он достиг.
🔹 Надёжность и стабильность. Ваша последовательность формирует внутреннюю опору.
«Ребёнок не столько нуждается в том, чтобы его восхищали, сколько в том, чтобы его видели» — Элис Миллер.
Если вы хотите лучше понимать, как ваши родительские реакции влияют на эмоциональное развитие ребёнка, или замечаете в себе последствия подобного воспитания — я приглашаю вас на консультацию.
Понимание — это первый шаг к исцелению.
Нарциссические черты — это, как правило, не выбор ребёнка, а способ выживания в определённой семейной системе. Понимание этих механизмов помогает родителям осознанно выстраивать отношения, в которых ребёнок может развивать устойчивую, здоровую личность без необходимости «доказывать», что он достоин любви.